Л.А. Лысанова
Заведующая сектором маркетинга и инновационных методик
библиотечной деятельности Великолукской
центральной районной библиотеки им. И.А.Васильева
МУК «Информационно - культурный центр» Великолукского района
Возможности и перспективы развития виртуального справочно-информационного обслуживания населения
(Из опыта работы виртуальной службы Великолукской центральной районной библиотеки им. И.А.Васильева)
В последнее десятилетие происходит активное внедрение новых информационных технологий в библиотеки страны. В сельских библиотеках Великолукского района этот процесс начал осуществляться позже, когда стал реализовываться долгосрочный общероссийский проект «Создание компьютерных публичных библиотек в сельских районах и организация на их базе виртуального справочно-информационного обслуживания населения». Осуществляли этот проект Министерство культуры РФ, МАДБ при финансовой поддержке региональной общественной организации «Открытая Россия» на паритетных условиях с Администрацией Великолукского района. Основная цель проекта - модернизация сельских библиотек, устранение информационного неравенства между городом и селом.
Важным событием в нашем районе стало открытие в 2005 году компьютерных библиотек: ЦРБ и трех сельских (Булынинской, Переслегинской, Пореченской).По условиям проекта специалисты ЦРБ и зав. сельскими библиотеками прошли стажировку на базе ведущей ЦБС г. Москвы «Киевская».В этом же году библиотеки были подключены к Интернету. Фонды компьютерных библиотек значительно пополнились книгами, в т.ч. справочниками и учебниками, по основам компьютерной грамотности. Каждая библиотека также получила более 300 электронных изданий.
На следующем этапе совместными усилиями с МАДБ был создан сайт библиотек Великолукского района с встроенной виртуальной справочно-информационной службой. В феврале 2006 года при участии наших московских и псковских партнеров состоялись презентации компьютерных библиотек. В каждой библиотеке была подготовлена своя программа. Так, в Булынинской компьютерной библиотеке, кроме официальной части, состоялся виртуальный урок музыки в рамках «Филармонии школьника» с использованием электронных дисков. В Пореченской библиотеке юные читатели учились создавать электронные презентации под руководством волонтера библиотеки Травкина В.А. В Переслегинской библиотеке состоялся Круглый стол по итогам реализации первой части проекта «Создание компьютерных публичных библиотек в сельских районах и организация на их базе виртуального справочно-информационного обслуживания населения».
Справочно-информационное обслуживание - сфера библиотечной работы, которая претерпевает наиболее серьезные изменения в связи с появлением компьютеров и Интернета. В библиотечном деле появились новые термины, в т.ч. такие как «виртуальное», «электронное» обслуживание. Изучив специальную литературу по данному вопросу, нам представляется наиболее четким определение Д.Джейнса : «Виртуальное обслуживание - это механизм, с помощью которого люди могут обращаться с вопросами и получать на них ответы у библиотечных специалистов через электронные средства, не приходя лично в библиотеку или не обращаясь с запросом по телефону».
В мае 2006 года, пройдя обучающий семинар «Методика виртуального справочно-информационного обслуживания в рамках корпоративного проекта» на базе ПОУНБ, специалисты центральной районной библиотеки включились в реализацию второй части проекта. На нашем сайте стала функционировать новая библиотечная услуга - виртуальная краеведческая служба - «Спроси библиотекаря». Подобная служба существует также в Печорской районной библиотеке.
Успешному продвижению виртуальной краеведческой службы способствовали :
-рекламная деятельность ;
- семинарские занятия для библиотечных работников в рамках программы «Профессионал»;
- семинары для специалистов социокультурной деятельности в рамках программы «Девять шагов к успеху».
За период работы службы накоплен некоторый опыт формирования виртуального справочно-информационного обслуживания на всех этапах- от предварительного изучения опыта других действующих служб до оценки эффективности собственного обслуживания.
ВСИС обладает рядом особенностей, отличающих ее от аналогичных зарубежных служб. Пожалуй, главной из них является публичный характер задаваемых вопросов. Все вопросы, сразу же после того как их задали, появляются на соответствующей странице Справки. Таким образом, база ответов открыта всем пользователям, заходящим на сайт.
Вход в ВСИС нашей библиотеки осуществляется как с портала «library.ru», так и с сайта ЦБС. Услугами виртуальной службы могут воспользоваться все жители района. Один пользователь может задать один вопрос в день и не более четырех в месяц. Ответ на вопрос появляется на соответствующей странице Справки, как правило, в течение 2 дней. В случае необходимости обращения к сторонним специалистам, время ответа может быть продлено.
Таким образом, краеведческие ресурсы библиотеки частично переместились в виртуальный мир Интернета. С начала эксплуатации виртуальной справки ( с мая 2006 по апрель 2007 г.) поступило 64 вопроса.
Анализ справок показал, что наиболее типичные из них :
- Адресные: о наличии того или иного документа в библиотеке;
- Тематические: наших пользователей интересует творчество наших земляков и информация о выдающихся людях края.
В % соотношении вопросы распределились следующим образом:
- О районе - 43 %
- О книгах - 33 %
- Прочие - 21 %
- О библиотеках -2%
При выполнении ответов на запросы используются, чаще всего:
- каталоги, картотеки, отражающие фонд ЦРБ;
-электронные носители;
-знания специалистов библиотеки.
Самой активной Интернет-группой пользователей виртуальной справки является учащаяся молодежь, которая рассматривает новую службу как средство поиска информации в образовательных целях. Виртуальная справка является частью общей справочной работы библиотеки.
Обобщая опыт работы виртуальной службы, мы пришли к выводу, что создание новой службы библиотечного сервиса дает возможность пользователям независимо от возраста, уровня образования и места проживания быстро и доступно получить полноценное индивидуальное обслуживание. При этом библиотека открывает свои возможности, свои ресурсы, знания своих специалистов для сетевых пользователей, расширяя сферу своего информационного влияния.
В феврале 2007 года на базе Переслегинской компьютерной библиотеки в рамках зональной школы качества состоялся областной Круглый стол
«Возможности и перспективы развития виртуальной справочно-информационной службы». Отмечены преимущества виртуального справочно-информационного обслуживания:
- Обслуживание удаленных пользователей
- Распределенное обслуживание, которое пользователи могут получить всюду, где имеется доступ в Интернет;
- Удобство для пользователей;
- Расширение круга справочных услуг и продление часов доступа к обслуживанию;
- Возможность охватить более широкий круг пользователей посредством выхода за пределы библиотеки;
- Повышение уровня удовлетворения ожиданий пользователей.
По итогам работы Круглого стола были подготовлены рекомендации:
- 1. Продолжить работу по продвижению идеи виртуальной справочно-информационной службы: рекламная деятельность, издание информационной продукции (Великолукская и Печорская муниципальные библиотеки);
- 2. Провести семинары по данной теме для библиотечных специалистов области в рамках зональных школ качества (Великолукская муниципальная библиотека, зональные школы качества);
- 3. Опубликовать опыт работы виртуальной службы Великолукской и Печорской центральных районных библиотек в СМИ районного, областного и федерального уровня;
- 4. Приступить к реализации областного корпоративного проекта «Краеведческая виртуально-справочная служба Псковской области» (ПОУНБ, зональные школы качества);
- 5. Провести презентацию книги «Поручи поиск человеку» во всех муниципальных библиотеках области.
Таким образом, мы активно участвуем в создании единого информационного пространства, способствуем воспитанию информационной культуры пользователей и расширяем зону библиотечного влияния.